Использование
тестирующих программ
для организации контроля знаний учащихся
Балашов Вадим Викторович,
методист отдела образования Ярославского муниципального округа
Проблема контроля знаний всегда была, остается и будет оставаться актуальной в будущем. В образовательном стандарте наряду с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки учащихся обосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки выполнения учащимися требований стандарта в современных условиях. Содержание требований становится важнейшим критерием оценки обязательных результатов обучения. Такой подход принято называть критериально-ориентированным и он применяется в основном именно на этапе итогового контроля знаний.
Объективная оценка учебных
достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при
осуществлении которых все учащиеся находятся в одинаковых, стандартных
условиях. Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений
называют тестированием. Важнейшим элементом тестирования являются тестовые
материалы (тесты).
О том, что тестированию
последнее время уделяется все больше и больше внимания говорит и тот факт, что
в ноябре 2003г. проведена уже пятая Всероссийская научно-методическая
конференция «Развитие тестовых технологий в России».
Также хочется отметить
следующее:
1.
В России активно развиваются массовые процедуры оценивания уровня
учебных достижений обучающихся: централизованного тестирования, компьютерного
тестирования, единого государственного экзамена, что свидетельствует о создании
основ федеральной системы тестирования.
2.
Формируется технология проведения мониторинга качества общего
образования в экспериментальных образовательных учреждениях;
3.
Совершенствуются методы аттестации образовательных учреждений с
использованием тестовых материалов.
4.
Методология и методики тестирования всё шире используются
образовательными учреждениями как элементы учебного процесса по обеспечению
объективного оценивания уровня подготовленности обучающихся на различных этапах
обучения.
Отношение к тестам в сфере
образования очень не однозначное.
Остановимся на положительных
сторонах тестирования.
Актуальность тестового
метода объясняется его несомненными преимуществами перед другими педагогическими
методами.
Пять основных преимуществ:
1. Высокая научная
обоснованность самого теста, позволяющая получать объективированные оценки
уровня подготовленности испытуемых;
2. Технологичность
тестовых методов;
3. Точность
измерений;
4. Наличие
одинаковых, для всех пользователей, правил проведения педагогического контроля
и адекватной интерпретации тестовых результатов;
5. Сочетаемость
тестовой технологии с другими современными образовательными технологиями.
Основным недостатком тестов
принято считать обилие несистематизированного и различного по качеству
тестового материала. Часто можно слышать высказывания о том, что тестами можно
проверить самый минимальный уровень усвоения учебного материала.
Однако здесь хочется
отметить, что измеряемый уровень знаний зависит от уровня содержания
контрольного задания, а не от его формы.
ФОРМА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
В тестовом задании внимание
педагога привлекает, в первую очередь, содержание и форма. Содержание определяется
как отображение фрагмента учебной дисциплины в тестовой форме, форма - как
способ связи, упорядочения элементов задания. Содержание теста существует,
сохраняется и передается в одной из четырех основных форм заданий. Вне тестовых
форм ни тест, ни его содержание не существуют.
По форме все известные в
теории и практике тестовые задания можно разделить на четыре основные группы.
Первую группу образуют
задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Если к заданиям
даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный и остальные
неправильные), то такие задания лучше называть заданиями с выбором одного
правильного ответа.
Например:
ЕДИНИЦА СЧИТАЕТСЯ ЧИСЛОМ
1.
простым
2.
составным
3.
простым и составным
4.
ни простым, ни составным.
В таких заданиях, наряду с
одним правильным ответом, есть несколько неправильных, но правдоподобных.
Последние называют дистракторами (от англ. to distract - отвлекать). Число
дистракторов может колебаться (обычно от одного до 5).
В наше время, наряду с
выбором одного ответа, всё большее распространение начинают приобретать задания
с выбором нескольких правильных ответов. По содержанию они труднее, чем задания
с выбором одного ответа. Этим заданиям предшествует инструкция - Обвести
кружком номера всех правильных ответов:
ОТМЕТЬТЕ СЛОВА, ГДЕ ПИШЕТСЯ БУКВА Е.
a) ПОТЧ_ВАТЬ ГОСТЕЙ
b) ПЕРВ_НСТВО
c) ПТЕНЧ_К
d) ИЗНАШ_ВАТЬ
ОДЕЖДУ
e) НИЩ_НСТВОВАТЬ
АКЦИЗНЫЕ ТОВАРЫ
1) табак
2) драгоценности
3) зерно
4) автомобили
5) бензин
6) колбасные изделия
7) хлеб
8) спиртные напитки
При ответах испытуемому приходится
определять - какие ответы правильные, а какие - неправильные, а также решать
вопрос полноты ответа.
Вторую группу образуют задания, в которых
правильный ответ надо дописать; обычно это одно слово, или один знак.
Заданиям этой формы
предшествует стандартная инструкция - Дополнить:
ПЕРВЫМ ГРЕЧЕСКИМ ФИЛОСОФОМ
СЧИТАЕТСЯ ____________.
КАЖДАЯ ПЛАНЕТА ОБРАЩАЕТСЯ ПО
ЭЛЛИПСУ, В ОДНОМ ИЗ ФОКУСОВ КОТОРОГО НАХОДИТСЯ ________.
Третью группу образуют задания, состоящие
из элементов двух столбцов. Таким заданиям предшествует инструкция - Установить
соответствие:
ИМЯ
|
Смысл имени
|
Ответы: 1_, 2_, 3_, 4_, 5_,
6_, 7_.
В пропущенных ячейках строки
ответов испытуемые вписывают букву правильного ответа из правого столбца.
Четвертая группа - это задания
процессуального или алгоритмического толка. Рассмотрим, для начала, задание для
проверки исторических знаний о событиях февраля - октября 1917 г., которые
существенно повлияли не только на судьбу России, но и на ход последовавших
затем политических событий во всем мире. Естественно, что при изучении курса
истории учащиеся запоминают факты. Но знание истории - это не только знание
отдельных фактов, но в первую очередь, знание исторического процесса, в котором
изучаемые факты упорядочены по времени. Каждому заданию предшествует инструкция
– "Установить правильную последовательность"
Первый пример:
СОБЫТИЯ ФЕВРАЛЯ-ОКТЯБРЯ 1917
г.
q
VI съезд РСДРП (б)
q
отречение царя Николая II
q
приезд Ленина
q
создание Петроградского совета
q
взятие Зимнего дворца
q
Корниловский мятеж
q
ликвидация двоевластия
q
II съезд Советов
Испытуемый ставит цифры
рангов в прямоугольниках, стоящих слева перед каждым элементом задания.
Второй пример:
РАСПОЛОЖЕНИЕ ГЛАВ РОМАНА
"ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ".
q
Бэла
q
Тамань
q
Фаталист
q
Княжна Мэри
q
Максим Максимович
q
Предисловие к роману
q
Предисловие к журналу Печорина
В последнее время всё
большую популярность приобретают компьютерное тестирование. Компьютерное
тестирование намного точнее и быстрее, чем бланочное, учащийся узнаёт
предварительные результаты сразу по окончанию тестирования.
Существует достаточно
большое количество различных тестирующих программ, многие из которых можно
найти в сети Интернет. Однако часть из них являются узконаправленными
программами, созданными для поведения тестирования только по одному предмету и
без возможности дополнения базы тестов. Большинство из них не предназначены для
проведения тестирования в условиях школы. Многие тестеры страдают отсутствием
наглядности, в них нельзя задавать сложные формулы и иллюстрации.
Поэтому хотелось бы иметь в
школе такой комплекс программ, который бы позволял не только проводить
качественное тестирование учащихся с учетом всех вышеназванных требований к
педагогическим тестам, но и, что, на мой взгляд, еще более важно, создавать
качественные тесты.
Какие же требования должны предъявляться к обучающе-тестирующему
комплексу программ.
Компьютерные программы,
предназначенные для использования в учебном процессе, должны быть рассчитаны на
очень разные условия их применения и, что еще важнее, их разработчики могут
ставить перед собой весьма различные конечные цели.
Важнейшими характеристиками
тестирующих комплексов являются:
·
простота
подготовки новых данных;
Литература
1. "Методологические и теоретические основы тестового контроля". Дисс.
докт. пед. наук. СПб, Госуниверситет, 1994.-339с.
2. "Композиция тестовых заданий". 3 изд. М.: Центр тестирования,
2002. -240с.
3. Содержание теста. Принципы разработки содержания теста. Логические
требования к содержанию теста. Знания как предмет тестового контроля. Виды
знаний. // Управление школой. №№36,38, 42, 44, 46, 1999г. и №2, 2000г.
4. "Основные понятия педагогической тестологии" //Тезисы докладов
участников Школы-семинара "Научные проблемы тестового контроля
знаний"!4-18 марта 1994г. М., Иссл. Центр проблем качества подготовки
специалистов, 1994, с. 105-108.
Ресурс: http://utk.mastak.ru
Ресурс: http://www.sunrav.com