Использование тестирующих программ
для организации контроля знаний учащихся

Балашов Вадим Викторович,
методист отдела образования Ярославского муниципального округа

Проблема контроля знаний всегда была, остается и будет оставаться актуальной в будущем. В образовательном стандарте наряду с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки учащихся обосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки выполнения учащимися требований стандарта в современных условиях. Содержание требований становится важнейшим критерием оценки обязательных результатов обучения. Такой подход принято называть критериально-ориентированным и он применяется в основном именно на этапе итогового контроля знаний.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при осуществлении которых все учащиеся находятся в одинаковых, стандартных условиях. Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием. Важнейшим элементом тестирования являются тестовые материалы (тесты).

О том, что тестированию последнее время уделяется все больше и больше внимания говорит и тот факт, что в ноябре 2003г. проведена уже пятая Всероссийская научно-методическая конференция «Развитие тестовых технологий в России».

 

Также хочется отметить следующее:

1.      В России активно развиваются массовые процедуры оценивания уровня учебных достижений обучающихся: централизованного тестирования, компьютерного тестирования, единого государственного экзамена, что свидетельствует о создании основ федеральной системы тестирования.

2.      Формируется технология проведения мониторинга качества общего образования в экспериментальных образовательных учреждениях;

3.      Совершенствуются методы аттестации образовательных учреждений с использованием тестовых материалов.

4.      Методология и методики тестирования всё шире используются образовательными учреждениями как элементы учебного процесса по обеспечению объективного оценивания уровня подготовленности обучающихся на различных этапах обучения.

 

Отношение к тестам в сфере образования очень не однозначное.

Остановимся на положительных сторонах тестирования.

Актуальность тестового метода объясняется его несомненными преимуществами перед другими педагогическими методами.

Пять основных преимуществ:

1.      Высокая научная обоснованность самого теста, позволяющая получать объективированные оценки уровня подготовленности испытуемых;

2.      Технологичность тестовых методов;

3.      Точность измерений;

4.      Наличие одинаковых, для всех пользователей, правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов;

5.      Сочетаемость тестовой технологии с другими современными образовательными технологиями.

Основным недостатком тестов принято считать обилие несистематизированного и различного по качеству тестового материала. Часто можно слышать высказывания о том, что тестами можно проверить самый минимальный уровень усвоения учебного материала.

Однако здесь хочется отметить, что измеряемый уровень знаний зависит от уровня содержания контрольного задания, а не от его формы.

 

ФОРМА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

В тестовом задании внимание педагога привлекает, в первую очередь, содержание и форма. Содержание определяется как отображение фрагмента учебной дисциплины в тестовой форме, форма - как способ связи, упорядочения элементов задания. Содержание теста существует, сохраняется и передается в одной из четырех основных форм заданий. Вне тестовых форм ни тест, ни его содержание не существуют.

По форме все известные в теории и практике тестовые задания можно разделить на четыре основные группы.

Первую группу образуют задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный и остальные неправильные), то такие задания лучше называть заданиями с выбором одного правильного ответа.

Например:

ЕДИНИЦА СЧИТАЕТСЯ ЧИСЛОМ

1.      простым

2.      составным

3.      простым и составным

4.      ни простым, ни составным.

В таких заданиях, наряду с одним правильным ответом, есть несколько неправильных, но правдоподобных. Последние называют дистракторами (от англ. to distract - отвлекать). Число дистракторов может колебаться (обычно от одного до 5).

В наше время, наряду с выбором одного ответа, всё большее распространение начинают приобретать задания с выбором нескольких правильных ответов. По содержанию они труднее, чем задания с выбором одного ответа. Этим заданиям предшествует инструкция - Обвести кружком номера всех правильных ответов:

ОТМЕТЬТЕ СЛОВА, ГДЕ ПИШЕТСЯ БУКВА Е.

a)     ПОТЧ_ВАТЬ ГОСТЕЙ

b)     ПЕРВ_НСТВО

c)     ПТЕНЧ_К

d)     ИЗНАШ_ВАТЬ ОДЕЖДУ

e)     НИЩ_НСТВОВАТЬ

 

АКЦИЗНЫЕ ТОВАРЫ

1)     табак

2)     драгоценности

3)     зерно

4)     автомобили

5)     бензин

6)     колбасные изделия

7)     хлеб

8)     спиртные напитки

При ответах испытуемому приходится определять - какие ответы правильные, а какие - неправильные, а также решать вопрос полноты ответа.

 

Вторую группу образуют задания, в которых правильный ответ надо дописать; обычно это одно слово, или один знак.

Заданиям этой формы предшествует стандартная инструкция - Дополнить:

ПЕРВЫМ ГРЕЧЕСКИМ ФИЛОСОФОМ СЧИТАЕТСЯ ____________.

КАЖДАЯ ПЛАНЕТА ОБРАЩАЕТСЯ ПО ЭЛЛИПСУ, В ОДНОМ ИЗ ФОКУСОВ КОТОРОГО НАХОДИТСЯ ________.

 

Третью группу образуют задания, состоящие из элементов двух столбцов. Таким заданиям предшествует инструкция - Установить соответствие:

 

ИМЯ


1. Фауна
2. Флора
3. Мегера
4. Эскулап
5. Пенелопа
6. Нарцисс
7. Прометей

Смысл имени


А) Врач
Б) Удача
В) Борец
Г) Верная жена
Д) Злая женщина
Е) Самовлюбленный
Ж) Растительный мир
З) Загадочный человек
И) Мужчина выдающейся красоты

Ответы: 1_, 2_, 3_, 4_, 5_, 6_, 7_.

В пропущенных ячейках строки ответов испытуемые вписывают букву правильного ответа из правого столбца.

Четвертая группа - это задания процессуального или алгоритмического толка. Рассмотрим, для начала, задание для проверки исторических знаний о событиях февраля - октября 1917 г., которые существенно повлияли не только на судьбу России, но и на ход последовавших затем политических событий во всем мире. Естественно, что при изучении курса истории учащиеся запоминают факты. Но знание истории - это не только знание отдельных фактов, но в первую очередь, знание исторического процесса, в котором изучаемые факты упорядочены по времени. Каждому заданию предшествует инструкция – "Установить правильную последовательность"

Первый пример:

СОБЫТИЯ ФЕВРАЛЯ-ОКТЯБРЯ 1917 г.

q       VI съезд РСДРП (б)

q       отречение царя Николая II

q       приезд Ленина

q       создание Петроградского совета

q       взятие Зимнего дворца

q       Корниловский мятеж

q       ликвидация двоевластия

q       II съезд Советов

Испытуемый ставит цифры рангов в прямоугольниках, стоящих слева перед каждым элементом задания.

Второй пример:

РАСПОЛОЖЕНИЕ ГЛАВ РОМАНА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ".

q       Бэла

q       Тамань

q       Фаталист

q       Княжна Мэри

q       Максим Максимович

q       Предисловие к роману

q       Предисловие к журналу Печорина

 

В последнее время всё большую популярность приобретают компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование намного точнее и быстрее, чем бланочное, учащийся узнаёт предварительные результаты сразу по окончанию тестирования.

Существует достаточно большое количество различных тестирующих программ, многие из которых можно найти в сети Интернет. Однако часть из них являются узконаправленными программами, созданными для поведения тестирования только по одному предмету и без возможности дополнения базы тестов. Большинство из них не предназначены для проведения тестирования в условиях школы. Многие тестеры страдают отсутствием наглядности, в них нельзя задавать сложные формулы и иллюстрации.

Поэтому хотелось бы иметь в школе такой комплекс программ, который бы позволял не только проводить качественное тестирование учащихся с учетом всех вышеназванных требований к педагогическим тестам, но и, что, на мой взгляд, еще более важно, создавать качественные тесты.

Какие же требования должны предъявляться к обучающе-тестирующему комплексу программ.

Компьютерные программы, предназначенные для использования в учебном процессе, должны быть рассчитаны на очень разные условия их применения и, что еще важнее, их разработчики могут ставить перед собой весьма различные конечные цели.

Важнейшими характеристиками тестирующих комплексов являются:

·         простота подготовки новых данных;

Литература


1. "Методологические и теоретические основы тестового контроля". Дисс. докт. пед. наук. СПб, Госуниверситет, 1994.-339с.

2. "Композиция тестовых заданий". 3 изд. М.: Центр тестирования, 2002. -240с.

3. Содержание теста. Принципы разработки содержания теста. Логические требования к содержанию теста. Знания как предмет тестового контроля. Виды знаний. // Управление школой. №№36,38, 42, 44, 46, 1999г. и №2, 2000г.

4. "Основные понятия педагогической тестологии" //Тезисы докладов участников Школы-семинара "Научные проблемы тестового контроля знаний"!4-18 марта 1994г. М., Иссл. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1994, с. 105-108.


Ресурс: http://utk.mastak.ru

 

 

Ресурс: http://www.sunrav.com